kudryavin (kudryavin) wrote,
kudryavin
kudryavin

Факты об усадьбе Плещеево: портрет кисти Айвазовского и алмаз для Екатерины

Оригинал взят у nawepodmoskovie в Факты об усадьбе Плещеево: портрет кисти Айвазовского и алмаз для Екатерины
Усадьбу Плещеево в Подольске, с которой связаны известнейшие имена России, ждет масштабная реставрация. На территории бывшего имения фон Мекк планируется создать культурный, рекреационный и туристический центр и музей Чайковского, в главном доме открыть музыкальную гостиную, а во флигеле – литературное кафе или мини-отель. Корреспондент «РИАМО в Подольске» узнала любопытные факты из истории усадьбы.



Кто такой Плещей

Земли, где возникла деревня Плещеево, когда-то принадлежали черниговскому боярину Федору Бяконтову, который в конце XII века поступил на службу к великому князю московскому Симеону Гордому. У Бяконтова было два сына, один – Александр, другой – митрополит Алексей, бывший регентом при Дмитрии Донском. Александр имел прозвище Плещей, что означало «широкоплечий».



Царский алмаз

Каменные строения появились на территории усадьбы в 1782-1785 годах, когда владельцем был статский советник Александр Иванович Перепечин (1745—1801), один из авторов проекта Нового Уложения, поэт, известный тем, что писал оды Екатерине II.
В 1821–1822 годах новый владелец Александр Черкасский построил кирпичный дом в стиле классицизма и первый этаж флигеля. В 1831 году вдова Черкасского продала имение.
С 1831 по 1881 года усадьба принадлежала богатой армянской семье Лазаревых, основавших Лазаревское училище восточных языков. Христофор Лазарев возглавлял армянскую диаспору в России. Один из предков Лазаревых когда-то привез в Россию большой алмаз, который впоследствии был преподнесен графом Орловым Екатерине II и украсил царский скипетр. Сейчас камень хранится в Алмазном фонде Кремля.



Портрет работы Айвазовского

Одна из дочерей Христофора и Екатерины Лазаревых была замужем за князем армянского происхождения Абамеликом. В семье Лазаревых были только девочки, поэтому с разрешения государя род стал носить двойную фамилию Абамелик-Лазаревы.
Один из восьми портретов Вани Лазарева, умершего во младенчестве, выполнен Иваном Айвазовским, который был большим другом семьи Лазаревых. Кстати, известный живописец был по происхождению армянин, и его фамилия звучала Гайвазовский. Согласно переписке Айвазовского с Лазаревыми, художник останавливался в их подмосковном имении.
В 1831 году Лазаревы перестроили господский дом, появился второй этаж. После смерти мужа в 1871 году имением 10 лет владела Екатерина Иммануиловна. В 1881 году Екатерина умерла, и ее дочери продали усадьбу Плещеево. В газетах появляется объявление «Продается имение Подольского уезда Московской губернии сельцо Плещеево отстоящее от Подольской станции железной дороги в четырех верстах на реке Пахре. В сем имении каменный дом с каменными надворными строениями и хозяйственными заведениями, парк и лесные рощи. Видеть можно во всякое время. О цене можно узнать в доме княгини Абамелик-Лазаревой в Армянском переулке в Москве».



Чайковский в усадьбе

Осенью 1881 года усадьбу купила Надежда фон Мекк, супруга известного строителя российских железных дорог Карла Федоровича фон Мекка. Надежда фон Мекк оказывала материальную поддержку Петру Ильичу Чайковскому и однажды пригласила его пожить в Плещееве, отправив альбом с фотографиями усадьбы. Композитор воспользовался приглашением в сентябре 1884 года. В ответном письме он благодарит своего «милого друга» и покровителя, который 12 лет ежемесячно посылал ему денежное пособие, дававшее возможность думать только о музыке.
Чайковский гостил в Плещееве с 3 сентября по 4 октября 1884 года Петр. Семейство фон Мекк в это время находилось в Москве, а на зиму уезжало в Вену. В первый же день своего приезда, очарованный усадьбой, он пишет хозяйке дома: «Я не в силах высказать Вам в настоящей силе степень свое­го восторга от Плещеева, хотя я ожидал самых приятных впечатлений, но действительность бесконечно превысила мои ожидания...».
В доме имелись различные музыкальные инструменты, в библиотеке было много нот. Композитору никто не мешал работать, ему нужно было закончить «Концертную фантазию» для фортепьяно с оркестром, сюиту к петербургской постановке оперы «Евгений Онегин».
Чайковский гулял по парку, который «...есть не что иное, как довольно узкая, но предлинная полоса речного берега, обсаженная вековыми липами, березами, елями, соснами, берегом Пахры, порой доходя до города...» «Сама река прелесть что такое», - восхищался композитор.
Окрестности Плещеева располагали к творчеству. Здесь он написал музыку к романсам «На нивы желтые нисходит тишина...» и «Не спрашивай». Здесь же композитор познакомился по клавиру с оперой М. П. Мусоргского «Хованщина», оперой-мистерией «Парсифаль» Рихарда Вагнера.
Накануне отъезда в Петербург он написал фон Мекк: «Последний вечер провожу в Плещееве и ощущаю грусть вместе со страхом. После месяца полного уединения не так-то легко очутиться в омуте петербургской жизни». Месяц, проведенный в подольском имении фон Мекк, приводит Чайковского к заключению: «То ощущение полного удовлетворения всех нравственных, умственных, материальных потребностей, которые я ощущаю в Плещееве, снова доказало мне, что лучше всего мне будет доживать свой век в деревне, в одиночестве».
Последняя встреча великого композитора со столь полюбившимся ему Плещеевом произошла в труднейший для него период работы над симфонией «Манфред» летом 1885 года.



Несчастная любовь Дебюсси
Одно время в семействе фон Мекк в роли домашнего пианиста и преподавателя музыки жил молодой французский музыкант Клод-Ашиль Дебюсси (1862—1918), ставший впоследствии известным композитором. Клода Дебюсси рекомендовали Надежде фон Мекк, которая искала пианиста-аккомпаниатора для себя и учителя музыки для своих младших детей. Дебюсси впервые встретился с семейством фон Мекк в Швейцарии и отправился с ним на юг в Италию, музыкант подружился с семьей и позже побывал у них в Москве.
Дебюсси приехал в Плещеево 27 августа 1882 года. Надежда Филаретовна на следующий день в письме Чайковскому написала: «…Вчера же приехал мой любимец Ашиль Дебюсси, и я ему очень рада. Теперь я буду много слышать музыки, и он, кроме того, оживляет весь дом. Это парижанин с головы до ног, типичный парижский уличный мальчишка, очень остроумен, отличный подражатель… …всегда в духе, всегда и всем доволен и смешит всю публику невообразимо; премилый характер…».
В Плещеево Дебюсси исполнял свои первые короткие сочинения и произведения известных композиторов, в том числе в «трио имени мадам фон Мекк». За этот период молодой композитор близко познакомился с русской народной музыкой, сочинил романс «Мандолина» на слова французского поэта Поля Верлена.
Между Дебюсси и его ученицей, 15-летней Софьей фон Мекк возникла симпатия, но попытка Дебюсси просить ее руки окончилась отказом и предложением немедленно уехать. Клода со скандалом выставили за дверь после того, как гувернантка рассказала об их связи. Юная Софья грозилась покончить с собой, если Дебюсси не женится на ней.
Клод Дебюсси и Софья фон Мекк увиделись 30 лет спустя, в 1913 году. Во время своего последнего международного турне Дебюсси принял приглашение посетить Россию, чтобы дирижировать несколькими своими сочинениями в Москве и Петербурге. Тогда Дебюсси уже страдал от рака желудка, а Софья была замужней женщиной.



Диспансер и школа снайперов

После смерти Надежды фон Мекк в 1894 году усадьбой владела ее дочь Юлия Карловна, вышедшая замуж за управляющего имением Владислава Пахульского. Внук фон Мекк Владимир в начале XX века продал Плещеево Московскому акционерному обществу по производству цемента.
В 1919 году в бывшем дворянском имении поселились 50 воспитанников детской трудовой колонии. В 1925 года в господском доме открыли туберкулезный диспансер, а в 1926 году надстроили второй этаж и открыли ночной санаторий на 30 коек. С 30-х годов здесь размещалось общежитие рабочих цементного завода, в 40-х годах – Подольская женская школа снайперов.
В усадьбе Плещеево сохранились двухэтажный каменный дом, служебные постройки две пары каменных обелисков, на которых когда-то красовались чугунные львы, перенесенные в городской парк, а затем исчезнувшие и оттуда.
В 2015 году было принято постановление главы Подольска Николая Пестова о реставрации усадьбы Плещеево. Сейчас здание главного дома законсервировано.


Tags: #Подмосковье #МО
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author