kudryavin (kudryavin) wrote,
kudryavin
kudryavin

Прогулка по поселку Кратово: город-сад и детская железная дорога

Оригинал взят у nawepodmoskovie в Прогулка по поселку Кратово: город-сад и детская железная дорога

Поселок Кратово в Раменском районе Московской области появился благодаря строительству железнодорожной ветки из Москвы в Казань. Сто лет назад на его территории развернулась грандиозная стройка города-сада, после которой сохранился ряд памятников архитектуры. Корреспондент Раменского информагентства подготовил исторический экскурс в прошлое Кратова и составил маршрут прогулки по поселку.

Железнодорожная империя

Поселок Кратово в Раменском районе своим возникновением обязан Московско-Казанской железной дороге, строительство которой началось 11 июня 1860 года. Укладку полотна на первом участке от Москвы до Коломны поручили российскому предпринимателю с немецкими корнями Карлу Федоровичу фон Мекку. Всего за два года была построена линия протяженностью 117,2 верст, то есть 125 километров. В начале 1863 года фон Мекк получил заказ на строительство нового участка путей от Коломны до Рязани.

Линия Москва – Коломна – Рязань стала одной из самых доходных в России. В 1888 году сын железнодорожного магната Николай Карлович фон Мекк возглавил концерн и стал достойным продолжателем дела своего отца. Он уделял много внимания модернизации оборудования, поощрял разработку и испытания новых типов паровозов. Строительство продолжалось: всего за одно десятилетие протяженность Московско-Казанской железной дороги увеличилась в девять раз.

На 40-м километре железной дороги, около платформы «Прозоровская» (ныне платформа «Кратово»), начали появляться дачи, так как людям стало удобно добираться сюда из Москвы на «электрических трамваях». В 1898 году был основан населенный пункт, который впоследствии получил название Кратово в честь Ивана Крата, участника Октябрьской революции и первого комиссара Московско-Рязанской железной дороги.

К 1913 году «железнодорожная империя» фон Мекка сильно разрослась: подвижной состав насчитывал 517 паровозов, 685 пассажирских и 14858 товарных вагонов. Началось сооружение третьего и четвертого путей на участке Москва – Раменское и строительство нового вокзала по проекту Алексея Щусева. Численность рабочих и служащих железной дороги достигла 30 тысяч человек, назрела необходимость создания поселка для железнодорожников.

Город-сад

В начале XX века широкую популярность приобрела градостроительная концепция «города-сад»а – населенного пункта, который сочетает в себе лучшие качества города и деревни. У князя Голицына-Прозоровского, с которым дружил Николай фон Мекк, выкупили 680 гектаров земли – участок от полотна железной дороги до Москвы-реки. Разработку плана города-сада заказали инженеру Владимиру Семенову, за основу был взят аналогичный английский проект.

Главными улицами города-сада стали классические три луча, расходящиеся от железнодорожной станции. Центральный луч соединял привокзальную и центральную площади, где предполагалось разместить административные здания. Боковые улицы-лучи должны были связать церковь, больницы, школы, бани, театр, а также подходы к пруду и Москве-реке.

Жилые дома проектировали известные архитекторы – Алексей Щусев, Александр Таманян, Александр Иваницкий, Николай Буниатов. При строительстве предполагалось учитывать потребности и возможности разных категорий железнодорожных служащих. Дома сразу снабжали водопроводом и канализацией, рядом с ними высаживали деревья.

Масштабное строительство началось в 1914 году, но полностью воплотить в жизнь план города-сада не удалось – помешала Первая мировая война.

Церковь Державной иконы Божией Матери

Одним из главных объектов города-сада должна была стать церковь, рассчитанная на 500 человек. Архитектор неизвестен. К началу Октябрьской революции успели возвести цокольный и первый этажи храма на Нижегородской улице. Помещения впоследствии использовались под склады и магазины.

Уже в наши дни, в 1998 году по просьбе православной общины верующим передали это здание, однако было решено его не достраивать. На следующий год по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия был освящен закладной камень на месте будущего храма, который спроектировала архитектор Людмила Павлова. В мае 2002 года в новой церкви Державной иконы Божией Матери начались богослужения, а в старом здании разместилась церковная лавка.

Больничный городок

Следующий крупный объект города-сада – больничный городок. Это единственная часть проекта, которую удалось отстроить полностью. Комплекс был задуман архитектором Александром Таманяном. Здания стоят на площади Громова на территории города Жуковского, недалеко от Кратова. Сейчас в одном из них располагается народный театр «Стрела», в другом – Жуковский авиационный техникум.

Центральное здание – санаторий для туберкулезных больных. Первоначально фасад был украшен ионическими полуколоннами, потом внешний вид постройки сильно изменился в результате перестроек, появились одноэтажный портик и два крыла в виде веранд. Также в комплекс входила больница, санаторий для слабосильных и переутомленных, прочие постройки.

В 1923 году в туберкулезном санатории скончался от чахотки первый комиссар Московско-Рязанской железной дороги Иван Крат, чье имя в 1930 году присвоили поселку. В годы Великой Отечественной войны здесь был военный госпиталь. В настоящее время здания обветшали и требуют ремонта.

Школьный квартал

Еще один значимый объект города-сада – школьный квартал, который по плану должен был включать в себя шесть учебных заведений: три начальные школы с детскими садами, школу для мальчиков с ремесленным отделением, училище такого же типа для девочек и среднее учебное заведение. Однако была построена только одна начальная школа.

Здание школы стояло на углу Симбирской и Фаустовской улиц. Обилие больших окон и высокие потолки делали классные комнаты светлыми и просторными. Долгие годы в этом помещении занимались начальные классы школы №9 (сейчас №98), затем здесь располагалось общежитие Железнодорожного техникума. К сожалению, это здание не сохранилось.

Управление строительством города-сада

Большинство улиц города-сада носили названия крупных железнодорожных узлов и станций: Рязанская, Голутвинская, Симбирская, Фаустовская, Зарайская, Перовская, Казанская. Последняя была переименована в честь героя Советского Союза Владимира Молодцова.

На Симбирской улице сохранилось здание Управления строительством города-сада. После революции в нем занимались старшие классы школы №9 (сейчас №98), потом здесь было общежитие Московского института инженеров транспорта. В настоящее время в здании размещается подворье церкви Державной иконы Божией Матери.

Кратовская детская железная дорога

Во время прогулки по поселку Кратово невозможно пройти мимо детской железной дороги (ДЖД), которая вместе с «большой» железной дорогой является живым напоминанием о грандиозной империи фон Мекка. Официальное открытие узкоколейной Московской детской железной дороги состоялось 2 мая 1937 года. С тех пор она не закрывалась и работала даже во время Великой Отечественной войны. В 1939 году здесь проходили съемки одного из эпизодов фильма «Девушка с характером».

На Кратовской ДЖД настоящие поезда, платформы и билеты, дети самостоятельно участвуют во всех процессах. Профессиональные инструкторы обучают ребят в возрасте 11-15 лет из Раменского, Люберецкого и Воскресенского районов и города Жуковского. Здесь занимаются более 600 юных железнодорожников.

Маршрут детской железной дороги проходит от станции «Юность», которая находится около платформы «Отдых» Рязанского направления МЖД, до станции «Пионерская» на берегу Кратовского озера, рядом с железнодорожной платформой «Кратово». На пути расположены промежуточные платформы «Школьная» и «Детская». Движение осуществляется с конца мая по конец августа. Стоимость проезда варьируется от 35 до 160 рублей в зависимости от маршрута и возраста пассажира.

Источник: РИАМО

Tags: #Подмосковье #МО
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author