kudryavin (kudryavin) wrote,
kudryavin
kudryavin

Прогулка по Красноармейску: легенды и призраки «красного города»

Оригинал взят у nawepodmoskovie в Прогулка по Красноармейску: легенды и призраки «красного города»

Фото: Владимир Комаров, Красноармейское ИА
Судя по названию, можно подумать, что подмосковный Красноармейск – город советской эпохи. Хотя в городе действительно много красного цвета, он ведет свою историю с начала 19 века и сохранил немало памятников той эпохи. Маршрут прогулки по «красному городу» составили корреспонденты Красноармейского информагентства.

Бумагопрядильная фабрика

Фото: Владимир Комаров, Красноармейское ИА
История города Красноармейска тесно связана с Вознесенской бумагопрядильной мануфактурой. Город зарождался в начале XIX века, сразу после окончания Отечественной войны 1812 года, когда в этих местах осела группа разбойников, промышлявших грабежами по берегам реки Вори – отсюда, кстати, и ее название.
Согласно легенде, которая пересказана в архивах местной газеты «Красноармейский текстильщик», основателями фабрики были братья Лепешкины - выходцы из воровской среды. По сохранившимся документам, братья Василий и Семен Лепешкины имели звание купцов первой гильдии, а в 1823 году уже существовал торговый дом братьев Лепешкиных в Москве.

Место для строительства фабрики они выбрали неслучайно - укромное, в стороне от проезжих дорог, где было много дешевых рабочих рук в лице местных крестьян. Васильев луг - болотистая местность, со всех сторон защищенная от сильных ветров и назойливых глаз. В 1835 году прогудел первый гудок бумагопрядильной мануфактуры купцов Лепешкиных у села Муромцево Дмитровского уезда Московской губернии. На фабрику потянулись крестьяне из всех окрестных деревень, надеявшиеся прокормиться.

Условия работы на фабрике были очень тяжелые. Наслышанный о Вознесенской мануфактуре, в 1898 году ее посетил Лев Николаевич Толстой. В своем дневнике он записал: «Пьяный дикий народ в трактире, 3000 женщин, вставая в 4 и сходя с работы в 8, и развращаясь, и сокращая жизнь, и уродуя свое поколенье, бедствуют...».

Красные ворота

Фото: Владимир Комаров, Красноармейское ИА
Одна из главных достопримечательностей Красноармейска – Красные ворота. Это первое, на что стоит обратить внимания при въезде в город. У ворот есть и другое название – Московские. Построены они в 80-х годах XIX управлением фабрики Товарищества Вознесенской мануфактуры. Двери ворот были железные, решетчатые, с вензелем под аркой наверху в виде букв «В.М.» и цифрами на кирпичной кладке – 1878 и 1888. Красные ворота изображены и на гербе города и являются символом Красноармейска.
Согласно архивам газеты «Красноармейский текстильщик», 1878 - это год образования товарищества, которое стало хозяином на фабрике, а 1888 - дата постройки главной дороги города - Красноармейского шоссе, связывающего фабрику с Ярославским шоссе.

Улица фабричная

Фото: Владимир Комаров, Красноармейское ИА
Первоначально улица Свердлова в южной части города не имела названия. Вся корреспонденция поступала по адресу: п/о Пушкино Московской губернии, Вознесенская фабрика. Позже улицу стали именовать Центральной. В 1939 году по решению Исполкома Красноармейского поселкового Совета депутатов, первой городской улице присвоили имя ярого большевика и государственного деятеля Якова Свердлова.
Каждый дом на этой улице хранит страницы истории Вознесенской мануфактуры и города Красноармейска. Когда-то улица была вымощена булыжником и освещалась тремя фонарями, расположенными у проходной будки, возле главной конторы и конного двора. А вот деревьев на улице практически не было. По этой улице рабочие ранним утром шли в цеха – ткацкие и прядильные. По этой же улице в 1914 году уходили на фронт Первой Мировой войны, на этой улице был открыт кинематограф.

На улице Свердлова можно увидеть и дом № 11 - бывшую Георгиевскую казарму. На площади перед этим домом в феврале 1917 года был организован первый митинг, во время которого рабочие вышли из казарм, чтобы приветствовать революцию.

Призрак Миндера
В период с 1883 по 1914 год управляющим фабрики был Егор Филиппович Миндер. Его усадьба находилась на берегу реки напротив фабрики. В 1996 году усадьба сгорела, и теперь представить, какой она была, можно только благодаря сохранившимся фотографиям. Дом окружал замечательный парк, украшенный скульптурами и розарием, а от дома, согласно легендам, до производственных территорий под руслом реки был прорыт подземный ход, по которому управляющий мог в любое время суток пройти и появиться перед изумленными рабочими. Легенды гласят, что до сих пор дух Миндера регулярно появляется на территории фабрики, следит за качеством работы.

Красноармейский Лондон

Фото: Владимир Комаров, Красноармейское ИА
Некогда в Красноармейске стоял дом, который в народе назывался Парижем, однако в городе есть еще и местный Лондон. Так жители Красноармейска называют здание на улице Лермонтова, дом №2. В разное время здесь размещалась пекарня, отдел милиции и другие организации.

Спасительная плотина

Фото: Владимир Комаров, Красноармейское ИА
В 1848 году недалеко от города была сооружена плотина. Принято считать, что ее основной функцией являлась борьба с весенними паводками на Воре. Но это далеко не так. Во-первых, с ее помощью приводились в действие механизмы и машины отбельного цеха. Во-вторых, плотина регулирует уровень подводных вод. Дело в том, что производственные корпуса фабрики были возведены на дубовых сваях, вбитых в болотистую почву Васильева луга, всего порядка 2 тысяч штук!
Так что есть опасение, что, если плотина перестанет функционировать, вся территория фабрики уйдет под воду, повторив судьбу Атлантиды. Местные жители утверждают, что подводный мир под фабрикой враждебен по отношению к человеку. В нем до сих пор обитают древние ископаемые животные.

Кстати, улица, где находится здание плотины - самая маленькая в Красноармейске, здесь всего один дом с адресом: улица Заречный тупик, 4.

Ольга Беляева
Источник: РИАМО http://riamo.ru/places_routes/20150924/615285121.html
Видео: http://360tv.ru/news/gorod-dnja-krasnoarmejsk---vertolet-360--8943

Tags: #Подмосковье #МО
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author