kudryavin (kudryavin) wrote,
kudryavin
kudryavin

Как выживает Богородский промысел: мишка с ноутбуком и трон для Лужкова

Оригинал взят у nawepodmoskovie в Как выживает Богородский промысел: мишка с ноутбуком и трон для Лужкова
Народные промыслы сегодня не в тренде: если матрешек и гжель еще покупают иностранные туристы, то богородская игрушка уже не востребована у московских торговцев сувенирами. Этот полузабытый промысел до сих пор существует в подмосковном селе Богородское, скорее — выживает. Хотя на фабрике и стараются идти в ногу со временем — проводят экскурсии и мастер-классы, а знаменитого богородского мишку-кузнеца пересадили за ноутбук — здесь еле сводят концы с концами. Чтобы поддержать богородских мастеров, ассоциация «Народные художественные промыслы России» популяризирует промысел, в частности, изделия фабрики можно будет увидеть и приобрести на выставке «Ладья. Зимняя сказка» в Экспоцентре 14-18 декабря. Корреспондент РИАМО узнал о проблемах современного игрушечного производства и о том, что нужно для спасения фабрики.



Забытый промысел  
Изготовлением деревянных игрушек в селе Богородское занимались еще в стародавние времена. Мастера вырезали из мягких пород дерева незатейливые фигурки для детских игр и для украшения дома, в основном неокрашенные. Со временем игрушки стали цветными, их стали снабжать рычагами и балансами, позволяющими выполнять простые движения.  
Традиционные и самые известные образы богородского промысла: богородский мишка и мужичок с молотком, курочки, клюющие просо, барыни и гусары.



В советское время богородские ремесленники, как и большинство народных промыслов, оказался под контролем государства — в 1960 году мастера, ранее трудившиеся по домам в составе артели, стали работниками Богородской фабрики художественной резьбы.  
Сегодня ЗАО «Богородская фабрика художественной резьбы по дереву» — единственный производитель традиционной богородской игрушки — переживает сложные времена. Если в советское время на предприятии работало порядка 800 мастеров, в начале 90-х — 350-400 человек, то сейчас — всего около 40 сотрудников, причем в основном пенсионного возраста.



Трон для Лужкова и ступа для тещи
Как рассказала главный художник Богородской фабрики Анна Муравьева, около 50% продукции сейчас составляет деревянная игрушка, 40% — скульптура и 10% — настенные панно. Среди произведений современных мастеров можно найти самых разных персонажей: это и традиционные медведи, и птички, и Деды Морозы со Снеговиками. Из деревянной скульптуры — статуэтки с часами, изображения православных святых.  
Мастера стремятся разнообразить традиционные образы: знаменитый богородский медведь теперь работает не только в кузнице, но и в офисе за ноутбуком.



Продукцию фабрики закупают в основном провинциальные магазины и галереи – московские продавцы сувениров считают торговлю богородской игрушкой малодоходной. Продажа игрушек осуществляется и в магазине при фабрике, и через интернет. Цена самых простых игрушек составляет 300-500 рублей.



«Вот мы курочек делаем — с них практически никакого дохода нет. Себестоимость головки, тушки, работы допотопного токарного станка — сколько он электричества жжет», - говорит директор Богородской фабрики Андрей Лунев.
Некоторые покупатели приобретают дорогие изделия – авторскую деревянную скульптуру и работы, выполненные по индивидуальному заказу, стоимость которых достигает нескольких десятков тысяч рублей. Среди самых известных частных заказов — кресло, изготовленное из каштана богородскими мастерами для бывшего мэра Москвы Юрия Лужкова. Бывают и комические заказы, например, деревянная ступа Бабы Яги в натуральную величину в подарок теще от зятя.  
Для производства богородской игрушки закупается липа: эта мягкая древесина лучше всего подходит для изготовления деревянной скульптуры. Дерево поступает на склады, где оно высушивается в течение нескольких лет и только потом попадает в зарубочный цех, где мастера делают заготовки для будущих изделий. В игрушку заготовка превращается уже в мастерской, под ножом или стамеской мастера. Часть древесины поступает на пилораму и в механический цех, где на станках изготавливаются типовые детали для богородских игрушек — планки, постаменты, балансы.



Прокрустово ложе  
Однако доходов от промысла недостаточно для выживания Богородской фабрики. Поэтому администрация предприятия постоянно ищет дополнительные способы получения доходов.
В первую очередь, это организация экскурсий, в рамках которых можно осмотреть фабрику, музей, принять участие в мастер-классах, самостоятельно собрать игрушку из заготовок. Для детей проводятся экскурсии с подвижными играми и хороводами. По словам директора фабрики, экскурсионная деятельность иногда дает больше половины доходов предприятия.



Однако вынужденная непрофильная деятельность фабрики имеет не только плюсы, но и минусы. Это, в первую очередь, касается государственной поддержки, которая доступна для предприятия только в том случае, если более 60% его доходов поступают от реализации изделий народного промысла. Расширяя дополнительные виды деятельности, фабрика лишается господдержки и снова сталкивается с нехваткой средств.



«Нам эта господдержка, как прокрустово ложе – или ноги отрубить или голову», - с грустью отмечает Лунев.  
Другая серьезная проблема фабрики - привлечение молодых кадров. Традиционно игрушечный промысел был семейным: в артели, а затем на фабрике работали целые династии. В советское время подготовкой сотрудников для фабрики занималась Богородская профтехшкола (ныне филиал Высшей школы народных искусств). Однако большинство выпускников не хотят работать на Богородской фабрике из-за низкой зарплаты. Сейчас на производстве трудятся в основном старые мастера и мастерицы ради добавки к пенсии.



Поставить крест или дождаться помощи?
Выходом из сложной ситуации, по мнению руководства, может быть дальнейшее расширение видов деятельности. Так, если бы Богородская фабрика смогла приобрести более современное оборудование, то появилась бы возможность производства массовой продукции, пользующейся стабильным спросом – деревянных коробочек, шахмат и других предметов мелкосерийного производства. Сейчас же мастера работают в основном вручную.
Однако такой вид деревообработки не имеет прямой связи с главной функцией предприятия – производством изделий традиционного художественного промысла. То есть сам игрушечный промысел может пострадать.  
«Помощь нужна в тот момент, пока нас не закрыли, ничего не растащили по углам. Когда это произойдет, можно поставить крест, шапку снять и перекреститься - еще один промысел ушел», - говорит директор Богородской фабрики.



Более эффективный способ выхода из кризиса – целенаправленная государственная поддержка, которой очень ждут на Богородской фабрике. По словам руководства, это необязательно прямые субсидии: это могут быть заказы со стороны государственных организаций, помощь в организации рекламы, в привлечении на фабрику молодых кадров. Богородская фабрика также нуждается в создании благоприятной инфраструктуры, которая позволит благополучно развиваться и получать доходы от реализации своей продукции.
Очевидно, художественные промыслы не могут сравниться по доходности с малым и средним бизнесом, нацеленным непосредственно на получение прибыли. Но без помощи государства богородская игрушка уже в ближайшее десятилетие рискует пополнить список исчезнувших народных промыслов.

Tags: #Подмосковье #МО
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author