kudryavin (kudryavin) wrote,
kudryavin
kudryavin

Литовские уроки. Подсчет голосов.

Увлекательные и поучительные истории о современных выборах в Литве рассказывает мой друг из Украины Александр Коновал, особенно эти истории будут полезны всяческим электоральным экспертам и просто людям не безразличным.



Подсчет голосов в комиссии организует председатель ДВК. На все время процедуры он наделяется диктаторскими полномочиями, его указания при подсчете голосов носят обязательный характер и должны исполняться всеми находящимися в помещении для голосования лицами. Председатель должен обеспечить осуществление подсчета голосов в соответствии с установленным порядком и вправе высказать любому находящемуся в помещении для голосования лицу предупреждение в случае препятствования им работе комиссии или ненадлежащего исполнения своих обязанностей. При наличии оснований полагать, что во время заседания может возникнуть угроза безопасности находящимся в помещении людям, председатель может дать указание полиции проверить документы и вещи присутствующих, а так же произвести личный досмотр. Комиссия, также, может удалить лицо «препятствующее нормальной работе комиссии». Такое решение председатель комиссии оглашает публично. Решение заносится в протокол подсчета голосов и подписывается председателем комиссии. Решение председателя подлежит незамедлительному исполнению, при необходимости оно может обсуждаться избирательной комиссией только после подписания протокола о подсчете голосов.
Все заносимые в протокол данные должны публично оглашаться таким образом, чтобы их слышали все участвующие в подсчете голосов лица. Надо отметить, что «бумажного бланка» протокола, как такового, не существует. Соответственно, никто его не заполняет. Все сведения заносятся в электронную форму протокола, контрольные цифры перепроверяются автоматически. После завершения подсчета голосов председатель нажимает «print» и бумажный экземпляр готов. После закрытия помещения для голосования председатель ДВК заклеивает и опечатывает щель урны.



Поочередно от каждого члена комиссии собираются неиспользованные избирательные бюллетени, публично подсчитываются, их число заносится в протокол подсчета голосов.



На основании подписей в списке избирателей, листков о прибытии, испорченных избирателями и возвращенных для замены на пустые бюллетеней производится проверка законности выдачи членом комиссии всех бюллетеней.
Неиспользованные и испорченные избирательные бюллетени избирательной комиссией: публично подсчитываются; аннулируются путем обрезки правого верхнего угла; вкладываются в специально предназначенные для этого конверты и на этих конвертах проставляются печати. Общая цифра неиспользованных и испорченных бюллетеней заносится в протокол подсчета голосов.



Комиссией производится осмотр избирательной урны на предмет наличия повреждений печатей и других признаков, свидетельствующих о возможном вскрытии или извлечении из нее иным способом избирательных бюллетеней. В случае принятия комиссией решения о наличии повреждений урны об этом составляется акт, урна упаковывается, пакет опечатывается и подсчет голосов не производится. Урна доставляется в окружную избирательную комиссию. Решение о подсчете голосов, находящихся в этой урне, принимает ОВК. Если урна не была повреждена, она вскрывается.

Все избирательные бюллетени раскладываются на столах, на которых не могут находиться никакие другие документы и письменные принадлежности (за исключением черных графитных карандашей). Комиссия подсчитывает все находившиеся в урне бюллетени. Бюллетени сортируются по избирательным округам (одномандатным и многомандатным), а затем - на действительные и недействительные.



Недействительными бюллетенями признаются:
1) избирательные бюллетени неустановленного образца;
2) бюллетени, заверенные печатью не той участковой избирательной комиссии (полученные по почте - не заверенные печатью окружной избирательной комиссии);
3) избирательные бюллетени не того избирательного округа;
Эти три пункта соответствуют тому, что у нас называется «бюлетені, що не підлягають врахуванню».
4) в одномандатном избирательном округе бюллетени, в которых избирателем отмечен более чем один кандидат в члены Сейма или не отмечен ни один кандидат либо на основании отметки невозможно установить волеизъявление избирателя;
5) в многомандатном избирательном округе бюллетени, в которых избирателем отмечен более чем один список кандидатов или не отмечен ни один список кандидатов либо на основании произведенной отметки невозможно установить волеизъявление избирателя.
При возникновении сомнений в действительности бюллетеня или смысла отметок в нем председатель комиссии предоставляет бюллетень членам комиссии и объявляет голосование по поводу его оценки (при наличии нескольких таких бюллетеней представляет по одному). О результатах этого голосования производится запись на оборотной стороне бюллетеня. Бюллетени, по отметкам на которых можно установить, за какой список кандидатов проголосовал избиратель, но нельзя определить, какое он выразил мнение о кандидатах списка, по которому проводилось голосование, только по этой причине не могут быть признаны недействительными. В случае, если избиратель в бюллетене не указал номер кандидата, указал несуществующий номер, а также, если по отметкам невозможно установить волеизъявления избирателя, подсчет голосов предпочтения второй части бюллетеня не производится. Если в бюллетене избирательный номер того же кандидата вписан два или три раза, этому кандидату по данному бюллетеню засчитывается только один голос.
Как видим, среди критериев признания бюллетеня недействительным отсутствует «если не отделен контрольный талон бюллетеня». По той простой причине, что бюллетени сброшюрированы в блокнот и такого случая быть не может.
Таким образом, все бюллетени разделяются на три категории: «неиспользованные» (все не попавшие в урну), «действительные» и «недействительные» (у которых отсутствуют или не соответствуют обязательные реквизиты и по которым невозможно установить волеизъявление).
Действительные бюллетени раскладываются по стопкам в зависимости от содержания волеизъявления. Таблички при этом не используются. Каждая стопка бюллетеней должна быть пересчитана минимум два раза. Пересчет бюллетеней во второй раз должен производиться другими членами комиссии. Результаты подсчета должны быть оглашены и занесены в протокол, подсчитанные бюллетени сложены в специальный конверт, который заклеивается и хранится в комиссии до транспортировки в ОВК. Наклеивать «мордочки» нет необходимости, поскольку они напечатаны на конвертах.



После установления комиссией количества голосов полученных списками кандидатов по многомандатному избирательному округу и кандидатами по одномандатному избирательному округу, голосовавших в помещении для голосования, начинается подсчет голосов избирателей, голосовавших по почте.
Председателем ДВК представляются нераспечатанными все наружные конверты для голосования по почте. Число этих наружных конвертов для голосования по почте оглашается и заносится в протокол подсчета голосов. Наружные конверты вскрываются по одному, из конверта извлекается карточка избирателя, вслух зачитываются фамилия избирателя и номер карточки, эти данные сверяются с данными списка избирателей по участку по электронному реестру избирателей. Внутренний конверт для голосования по почте заверяется печатью ДВК.
В случае:
- включения в карточку избирателя отсутствующего в списке избирателей по данному участку,
- наличия в списке избирателей подписи избирателя, свидетельствующей о том, что он уже проголосовал на избирательном участке,
- наличия указания в списке избирателей о голосовании данного лица на другом избирательном участке,
- получения другого конверта для голосования по почте одного и того же избирателя, - отсутствия в наружном конверте карточки избирателя либо наличия нескольких карточек избирателя,
- наличия в наружном конверте более одного внутреннего конверта для голосования
такой конверт для голосования признается негодным.
На признанном негодным внутреннем конверте печать не ставится, внутренний конверт перечеркивается, на нем проставляется надпись «Недействительно» и указывается, по какой причине конверт признан негодным. Находящийся в таком внутреннем конверте избирательный бюллетень (или бюллетени) является недействительным, конверт не вскрывается. Содержание признанных негодными конвертов в протоколе подсчета голосов избирательного участка не учитывается, однако учитывается количество этих конвертов.
Если конверт годный, то в электронном списке избирателей указывается, что избиратель проголосовал. Заверенный печатью внутренний конверт для голосования опускается в избирательную урну (все ту же). После завершения осмотра всех конвертов урна вскрывается и производится вскрытие внутренних заверенных печатью конвертов для голосования. При наличии в конверте для голосования более чем по одному избирательному бюллетеню одномандатного и многомандатного округа все имеющиеся в конверте бюллетени признаются недействительными. В дальнейшем подсчет полученных в конвертах для голосования голосов производится в соответствии с обычной процедурой, описанной выше.
Если случится так, что в комиссию поступил только один внутренний конверт для голосования по почте, то он, во избежание нарушения тайны голосования, не вскрывается, а передается в ОВК. Окружная комиссия учитывает результаты голосования в своем протоколе подсчета голосов.
Затем участковая избирательная комиссия может приступить к подсчету голосов предпочтения, поданных за кандидатов. А может и не приступать. С разрешения председателя окружной комиссии ДВК может принять решение приступить к подсчету голосов предпочтения попозже, но не позднее чем по истечении 24 часов. В этом случае, бюллетени в специальном конверте должны быть переданы на хранение в окружную избирательную комиссию. В этом случае ОВК должна принять одно из следующих решений:
1) возвратить бюллетени и поручить подсчет голосов предпочтения той же участковой избирательной комиссии, из которой они были получены;
2) изменить решение участковой избирательной комиссии, из которой получены избирательные документы, и поручить подсчет голосов предпочтения комиссии другого участка или самой произвести подсчет голосов. В этом случае окружная избирательная комиссия должна установить место и время проведения подсчета.
После окончания подсчета голосов, поданных за каждую партию и кандидатов, на основании списков избирателей устанавливается число избирателей на избирательном участке.
Число избирателей, получивших бюллетени, устанавливается на основании подписей избирателей, свидетельствующих о получении бюллетеней.
Число голосовавших на избирательном участке устанавливается на основании числа бюллетеней, законно выданных участковой избирательной комиссией избирателям и обнаруженных в урне.
Общее число участвовавших в выборах на избирательном участке устанавливается путем сложения числа бюллетеней, обнаруженных в урне и числа полученных по почте и подсчитанных бюллетеней.
Как видим, алгоритм действий ДВК обратный принятому у нас.
При обнаружении в урне большего числа бюллетеней, чем их было выдано избирателям, комиссией принимаются меры по выявлению причин. Факт заносится в протокол подсчета голосов с указанием того, насколько больше бюллетеней было обнаружено. Если в урне оказалось хотя бы на один бюллетень больше, чем их было выдано избирателям, это есть основание для признания голосования на участке или даже в округе недействительным. Однако, это полномочия ГВК, Конституционного суда и Сейма. По этой причине «вброс» бюллетеней теряет смысл.
После того, как все данные занесены в протокол подсчета голосов по одномандатному округу и первую часть протокола по многомандатному округу и все избирательные бюллетени сложены в пакеты и специальный конверт, протоколы подсчета голосов подписываются председателем, членами ДВК и наблюдателями. Замечания наблюдателей, особые мнения членов комиссии прилагаются к соответствующему протоколу и становятся его неотъемлемой частью. Выписки из протоколов или копии протоколов представляются наблюдателям и членам избирательной комиссии по их просьбе.
Аналогично происходит подписание второй части протокола по многомандатному округу после подсчета рейтингов кандидатов.
Пакеты вместе с протоколом подсчета голосов и приложениями к нему, список избирателей, протоколы заседаний ДВК, финансовая документация за весь период ее работы доставляются в окружную избирательную комиссию не позднее чем в течение 12 часов после завершения голосования. Если получится, конечно.
Подсчет голосов окружной избирательной комиссией производится путем суммирования предоставленных участковыми избирательными комиссиями данных и прибавления к ним голосов тех голосовавших по почте и на дому избирателей, подсчет которых был произведен ОВК.
ОВК обязана вынести решение о пересчете бюллетеней всех участков одномандатного округа, если до подписания протокола подсчета голосов этого потребует хотя бы один член комиссии, представитель партии или кандидата и по предварительным результатам выборов в этом одномандатном избирательном округе разница между кандидатами, занявшими первое и второе место, составляет менее 50 голосов.
Окружной избирательной комиссией все документы, полученные из участковых комиссий (за исключением финансовой документации), списки избирателей, протокол подсчета голосов по избирательному округу, протоколы комиссии за весь период работы и другие избирательные документы складываются в специальные пакеты и опечатываются. Пакеты передаются в Главную избирательную комиссию.
Сведения, внесенные участковой комиссией в электронный протокол, после проверки ОВК загружаются в электронную систему подсчета голосов. Если окружной избирательной комиссией переданы предварительные данные о результатах выборов по всем избирательным участкам, Главная избирательная комиссия должна незамедлительно подготовить сообщение для средств общественной информации. Это сообщение в первую очередь обнародуется в Интернете. До сообщения ГВК представителям СМИ запрещается распространять информацию о подсчете голосов или результатах выборов любым способом.
Хорошее.
1. «Электронный протокол». Отличная технология, позволяющая избежать 99% ошибок при составлении протокола, ускоряющая подсчет и установление результатов выборов. Ну и с копиями нет проблем.
2. Запрет на обнародование предварительных результатов до установления итогов голосования по всем участкам одномандатного округа.
3. Отсутствуют такие категории бюллетеней, как «испорченные» и «не подлежащие учету».
4. «Мордочки» напечатаны на конвертах. Это тоже экономит массу времени.
5. Отсутствие «допустимого уровня мошенничества». Повреждение урны, вброс или незаконная выдача бюллетеней в любом случае влекут за собой признание голосования недействительным.
6. Возможность участковой комиссии взять тайм-аут перед подсчетом рейтинговой части протокола.
7. Обязанность ОВК пересчитать голоса в четко определенных случаях.
Плохое.
1. Электронный протокол не имеет юридической силы. Это оставляет изрядное пространство для «маневров».
2. Непонятный обряд с заклеиванием урны перед началом подсчета. Вероятно, дань традиции.
3. Сортировка и раскладка бюллетеней по партиям (кандидатам) фактически один процесс. Причем, довольно сумбурный.
4. Порядок транспортирования избирательных документов в ОВК и ГВК никак не прописан в Законе.
Tags: #lietuva, #выборы
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author