kudryavin (kudryavin) wrote,
kudryavin
kudryavin

Кинопутешествие в Волоколамск: где снимали «Войну и мир» и «Дальнобойщиков»

Оригинал взят у nawepodmoskovie в Кинопутешествие в Волоколамск: где снимали «Войну и мир» и «Дальнобойщиков»
Подмосковный Волоколамск имеет богатую кинематографическую биографию: в Волоколамском районе снимались сцены семи художественных фильмов, среди которых киноэпопея «Война и мир» и сериал «Дальнобойщики». Этот край дворянских усадеб до сих привлекает кинематографистов для натурных съемок. Съемочными площадками в разное время были и древний Иосифо-Волоцкий монастырь, и дворянские «гнезда» в селе Ярополец, и улицы Волоколамска. Корреспондент Волоколамского ИА составил маршрут для любителей живописных развалин и советской киноклассики.

Иосифо-Волоцкий монастырь — «Война и мир»

Съемки эпизодов «Войны и мира» Сергея Бондарчука стали самыми масштабными на волоколамской земле. Они проходили летом и осенью 1966 года в Иосифо-Волоцком монастыре под Волоколамском.
Белокаменный архитектурный ансамбль монастыря 16 −17 веков стоит среди полей, у трех больших прудов. В советское время здесь не было ни скрытой от глаз монашеской жизни, ни туристов, ни паломников. Такую «натуру» по достоинству оценили киношники. Здесь снимались сцены взятия Смоленска, эвакуации жителей Москвы перед вторжением в город французов, сцены великого пожара и вступления врага в Москву.
В массовых сценах в роли в дворян, простолюдинов, ополченцев снимались жители Волоколамска, села Теряево и окрестных деревень. Волоколамцев на съемочную площадку каждое утро возили автобусы от городского ДК. Реквизит хранился в школе при монастыре, а «киношный» образ и костюм ассистенты режиссера подбирали, исходя из типажа. Потом массовка переходила в руки помощников режиссера, и начиналась репетиция. Все статисты получали реквизит под залог паспорта, а заработок составлял 3 рубля за один съемочный день.
У стен Иосифова монастыря был построен огромный комплекс декораций. Когда снимали сцены пожара в Москве, подожгли всю бутафорскую улицу, отчего все окрестности заволокло едким и густым дымом.
Кинооператоры работали четырьмя камерами, снимали на немецкую пленку «Кодак». Одна из камер размещалась на галерее надвратной монастырской церкви Петра и Павла. На кинокадрах можно увидеть внутренний двор монастыря и Красные ворота, в которые влетает карета и стремительно движется в толпу беженцев.
В ноябре 2012 года на территории монастыря была открыта мемориальная доска, напоминающая о съемках киноэпопеи «Война и мир».



«Русский Версаль» — «На графских развалинах»

Полуразрушенная резиденция блистательного екатерининского вельможи графа З. Г. Чернышева «Русский Версаль» в селе Ярополец стала идеальной декорацией для первого художественного фильма, снятого на волоколамской земле — «На графских развалинах». Экранизация приключенческой повести Аркадия Гайдара была дебютной работой режиссера Владимира Скуйбина. Фильм вышел на экраны в 1957 году.
Огромный заросший усадебный парк и некогда роскошный дворец в руинах даже сейчас впечатляют и будоражат воображение. Скуйбин снимал в Яропольце ключевые сцены фильма: возвращение графского сына в родовое имение, где спрятаны фамильные ценности. Помимо развалин дворца и старого парка, в фильме запечатлены центральная улица Яропольца — улица Пушкина и домовая церковь усадьбы Гончаровых, соседствующая с дворцом Чернышевых.
Создание ярополецкого архитектурного ансамбля относится к 1760-80 годам, когда герой Семилетней войны фельдмаршал Чернышев с победой вернулся домой из Германии. Современники ставили дворец графа Чернышева в один ряд с лучшими дворцами России и Европы. Композиция усадьбы, стилистика построек «Русского Версаля» напоминала миниатюрное подобие французского оригинала с его идеальной планиметрией. В Европе тогда была такая мода — многие дворцы были вариациями на версальскую тему. Дворец Чернышева появился на стыке уходящего стиля барокко и входившего в моду классицизма.
Больше всего дворец пострадал не от времени, а от немцев в 1941 году. Фашисты расстреливали его в упор из артиллерийских орудий. Это был запоздалый акт мести герою Семилетней войны с Пруссией, взявшему в 1760 году Берлин.
Кстати, «Русский Версаль» прославила и жена декабриста Николая Муравьева Александрина, в девичестве Чернышева, которая повезла сосланным в Сибирь декабристам знаменитое пушкинское «Во глубине сибирских руд».



Усадьба Гончаровых — «Барышня-крестьянка»

Более скромную, но не менее живописную усадьбу Гончаровых выбрал для съемок своей «Барышни — крестьянки» (1995) режиссер Алексей Сахаров. Середина 90-х — мрачное, смутное время упадка страны и нравов, а тут — романтичная пушкинская повесть о русских Монтекки и Капулетти. Потому и сработало — фильм имел большой успех.
Разросшийся парк с глухими уголками, роскошь зарослей луговых цветов, вековые липы, помнящие, как гласит предание, Пушкина, извилистая река Лама невдалеке, в прекрасном состоянии господский дом — знакомый из литературной классики русский пейзаж. Неудивительно, что в таком месте снимали фильм о провинциальном русском дворянстве. Главный дом поместья на время съемок и стал домом дворянина И. П. Берестова.
История гончаровской усадьбы, как и ее облик, до сих пор окутана романтическим флером и не уступает соседней чернышевской. Бывшее дворцовое село московских царей было пожаловано в 1684 году украинскому гетману П. Д. Дорошенко. В деревенской тиши подмосковной вотчины Дорошенко прожил последние годы. После смерти гетмана его младший сын продал свою часть ярополецких земель генерал-майору Г. П. Чернышеву. С этого момента и произошло разделение Яропольца на два владения. В 1740 году наследница имения, внучка Дорошенко Екатерина вышла замуж за А. А. Загряжского, и поместье перешло роду Загряжских.
Хотя усадьба стала известна именно благодаря Гончаровым, при Загряжских она пережила свой хозяйственный расцвет, была известна своими шумными праздниками и приемами, на которых бывали высокопоставленные вельможи — А. М. Голицын, К. Г. Разумовский, П. А. Румянцев. Была здесь с визитом и Екатерина Великая. При Екатерине Загряжские занимали видное место в обществе и сделали хорошую карьеру. Их усадьба считалась одним из лучших подмосковных усадебных ансамблей. Она несколько раз подвергалась реконструкции. До наших дней дошел вариант, в котором классицизм оригинально сочетается с элементами готики.
В 1821 году его владелицей стала Н. И. Гончарова, внучка четы Загряжских, будущая теща Пушкина. При Гончаровых жизнь здесь была тихая, хозяйство постепенно приходило в упадок. Пушкин бывал в Яропольце дважды проездом, навещая тещу. Как известно, взаимоотношения между поэтом и Натальей Ивановной были натянутыми: она считала Пушкина неудачной партией для дочери. Визиты поэта в Ярополец пришлись на редкие периоды перемирия.



Волоколамск — «Дальнобойщики»

В самом Волоколамске Василий Шукшин в 1960 году снимал свой дипломный фильм «Из Лебяжьего сообщают». Волоколамск «сыграл роль» алтайского городка. Картина рассказывала об одном дне из жизни райкома партии. Съемки проходили в здании реального райкома на улице Комсомольской, 6/1. Сейчас улице вернули историческое название — Соборная, а в здании райкома, построенного в стиле неоклассицизма, размещается центральная библиотека. Улица Соборная, бывшая Соборная слобода, находится рядом с главной достопримечательностью города — древним Волоколамским кремлем.
Сцену ограбления сберкассы, которое затеяли несколько авантюристов, снимали в здании сберкассы на Октябрьской площади, 13/1. Это бывший купеческий дом, один из немногих сохранившихся в Волоколамске.
Кроме того, несколько батальных сцен картины «Эскадрон гусар летучих» Никиты Хубова и Станислава Ростоцкого снимались летом 1979 года в районе деревень Ивановское и Владычино в окрестностях Волоколамска. А также 20 серий сериала «Дальнобойщики» (2001) Юрия Кузьменко родились на волоколамских дорогах.


Tags: #Подмосковье #МО
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author