kudryavin (kudryavin) wrote,
kudryavin
kudryavin

Легенды Люберец: бог-водяной, петровские липы и «дорога смерти»

Оригинал взят у nawepodmoskovie в Легенды Люберец: бог-водяной, петровские липы и «дорога смерти»
История подмосковных Люберец начинается в XVII веке. Эта древняя земля хранит много тайн, загадок и преданий, которые передаются из поколение в поколение. Корреспондент «РИАМО в Люберцах» собрала местные легенды и узнала, откуда произошло название «Люберцы», чем интересны Наташинские пруды, и почему Лыткаринское шоссе считается проклятым.



Люберцы значит «любить»

Первое письменное свидетельство о Люберцах относится к 1621 году. В писцовых книгах они упоминаются как деревня Либерицы-Назарово. Происхождение этого названия связано с рекой Либерицей и именем землевладельца Назария.
С 1705 года село принадлежало Меншикову, который переименовал его в Преображенское. Однако потом князь попал в опалу, и деревне вернули прежнее, но несколько измененное название – Люберцы.
Предания гласят, что топоним «Люберцы» произошел от слов «любить» и «любовь». В этом есть зерно истины, но нет романтического подтекста. Исторические факты свидетельствуют, что когда по Касимовской дороге шли повозки с товаром, то их поджидали разбойники. Преодолев опасный путь, торговцы приезжали в Люберцы, где утомленным путешественникам давали приют и отдых – иначе говоря «любили».
Согласно другой легенде, слово «Люберцы» происходит от имени одного из древнеславянских божеств – речного существа Любаруса, которому поклонялось одно из славянских племен. Его культ не был широко распространен, однако, возможно, его следы остались в названии города Люберцы.
Есть еще одно предание: однажды поэт Лев Ошанин спросил, почему город называется Люберцы, и жители ответили ему, что давным-давно влюбленные пары гуляли по берегу речки Люберки, отсюда и произошло название.



Липы Петра Великого

Люберецкий парк имеет богатую историю. Он был заложен в XVII веке, когда Петр I даровал наделы на Люберецкой земле своему фавориту Александру Меншикову. Князь недаром ходил в царских любимцах: он был умен, обладал интуицией и чутьем, а также мог предугадать желания государя.
Парк был организован по модным европейским традициям парковой культуры, по тем временам он был настоящей диковиной. По преданию, там росли липы, посаженные самим Петром Великим.
С середины XVIII века Люберцы принадлежали принцу Карлу Петру Ульриху, будущему императору Петру III. В XIX веке здесь появилась железная дорога – поезда до Коломны начали ходить в 1862 году, до Рязани – в 1864 году. Население быстро росло, развивалась торговля, появилась индустрия.
Во время Первой русской революции Люберцы были охвачены рабочими волнениями. Особенно выделялась боевая дружина во главе с машинистом-эсером Алексеем Ухтомским. Статус города Люберцам присвоили в 1925 году, а в 1934 году в его состав были включены рабочие поселки Панки, Подосинки и дачный поселок Михельсон.



Пруды для дочери

Наташинские пруды – популярное место отдыха в современных Люберцах – тоже овеяны легендами. По преданию, более 110 лет назад купец и коммерсант Евгений Александрович Скальский выкопал их для своей дочери, которую звали Наташа. Причем в ее честь назвали не только пруды, но и село, а также церковь, которая сохранилась до наших дней.
В воспоминаниях говорится, что верхний пруд был выше среднего на метр, и на столько же средний пруд был выше нижнего. При строительстве в верхний пруд запустили белого карася, в средний – красного, а в нижний – пескарей и вьюна. Это привлекло большое количество людей, и уже через 10 лет, в 1911 году, здесь было 132 заселенных участка. Возникшее село получило название Наташино.
Между деревней Подосинки и селом Наташино был разбит парк с модной в то время свободной планировкой. Скальский пожертвовал десятину земли для возведения храма с необходимыми постройками, школы и других богоугодных заведений.
Позднее и пруды, и прилегающий парк упоминались в различных литературных источниках, в том числе в газете «Московский листок» в 1912 году. В нескольких выпусках путеводителя «Дачи и окрестности Москвы», издававшегося в 1920-е – 1930-е годы «МосРекламСправИздатом», даже приводился план парка. По нему видно, что зеленая зона простиралась от Наташинских прудов до Казанской железной дороги.



Памятник-вертолет

На улице Воинов-Интернационалистов в Люберцах стоит необычный памятник, посвященный солдатам, погибшим в Афганистане и других горячих точках. Он представляет собой бетонную стелу, на которой стоит легендарный вертолет Ми-24.
Боевой армейский вертолет Ми-24 считается одним из самых неуязвимых на поле боя. Именно на таких машинах было меньше всего потерь во время войны в Афганистане и Чечне. Ми-24 стоит на вооружении в 70 странах мира и сейчас осваивает Южную Америку и Африку.
Памятник открыт в Люберцах не случайно: в городе находятся два вертолетных завода – имени Камова и имени Миля. На них создаются и проходят испытания все боевые вертолеты России. На сегодняшний день советским и российским оборонно-промышленным комплексом выпущено 5,5 тысяч машин данного типа.



Проклятое шоссе

Самая загадочная и мрачная люберецкая легенда – легенда о Лыткаринском шоссе, которое связывает Рязанское шоссе с городом Лыткарино. На трассе длиной всего 6 километров регулярно случаются смертельные ДТП. Местные жители выдвигают различные версии, стараясь объяснить пугающую статистику.
Первая автокатастрофа произошла в 1989 году. Свадебный кортеж из Лыткарино направлялся в Томилинский лесопарк, чтобы продолжить праздник на природе. Внезапно из-за поворота на большой скорости вылетел многотонный грузовик, машину с невестой смяло и отбросило на обочину. Девушка погибла. С тех пор дорогу словно прокляли – с 1990 по 2002 годы на ней произошло около двух десятков страшных аварий и катастроф, здесь погибли и стали инвалидами сотни людей. Мелким авариям нет счета. Многие пострадавшие на Лыткаринской трассе рассказывали, что видели на дороге призрака – женщину в белом свадебном платье.
Вторая легенда гласит, что Лыткаринское шоссе проходит по месту, где несколько веков назад было кладбище самоубийц. Как известно, их считали страшными грешниками и хоронили отдельно, «за оградой», не отпевали и не молились за упокой души. А теперь умершие якобы не дают покоя живым. Некоторые автомобилисты утверждают, что не раз сталкивались с необычными фигурами, похожими на призраков.
Другое мрачное предание Лыткаринской трассы рассказывает, что давным-давно на этом месте работали крепостные. Они копали карьер, и многие погибали из-за непосильного труда, в том числе женщины и дети. После смерти их не хоронили с соблюдением необходимых обрядов, и неупокоенные души до сих пор не могут найти приют.


Tags: #Подмосковье #МО
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author